Куда съездить отдохнуть,
как туда добраться и что посмотреть
rus

Противостояние служб такси в Санкт-Петербурге

Накал страстей между «классическими» службами такси и онлайн-сервисами, кажется, достиг предела. Так, во Франции скандально известная компания Uber уже прекратила свою деятельность, а таксисты Санкт-Петербурга просят власти города запретить работу таких приложений, как Uber, GetTaxi и «Яндекс.Такси». Они мотивируют свою требование тем, что службы существуют незаконно и просят поддержать их, работающих на официальных началах.

Цитата из обращения к губернатору «северной столицы» Георгию Полтавченко: молчание и стороннее наблюдение руководства города «приведет к неминуемому банкротству таксомоторных компаний и исчезновению легального петербургского такси как отдельного вида автомобильного транспорта по экономическим причинам».

Таксисты Питера не исключают повторения ситуации во Франции, когда доведенные до отчаяния водители устраивали шумные акции протеста, пытаясь привлечь внимание властей. Они отмечают, что уже с трудом сдерживаются от подобных проявлений.

Напомним, что исторически сложилось так (и продолжалось вплоть до 2009 года), – такси можно было заказать по телефону, позвонив в диспетчерскую службу, или найти подходящий автомобиль прямо на улице. Но время не стоит на месте – появление новых гаджетов, смартфонов, стало стимулом в росту числа разнообразных мобильных приложений, весьма облегчающих жизнь.

Именно так и родилась онлайн-служба по заказу такси Uber, детище американских предпринимателей Гаррета Кэмпа и Трэвиса Каланика. С помощью сервиса можно вызвать и оплатить услуги частных водителей, не выходя из дома, лишь имея под рукой телефон. Приложение и найдет ближайшую к пользователю свободную машину, и рассчитает оптимальный маршрут, и спишет сумму с банковской карты. Удобно? Пожалуй, да!

Требования к водителю выдвигаются следующие: наличие четырехдверного авто, возраст старше 21 года, лицензия на такси или право на ведение предпринимательской деятельности, безаварийный стаж вождения. Правда, в разных странах условия незначительно отличаются. Водитель получает 80% прибыли от каждой поездки, 20% забирает себе Uber. В нашей стране компания работает на территории «двух столиц» – Москвы и Санкт-Петербурга.

Также в России активно работают еще два онлайн-сервиса такси – «Яндекс.Такси» (восемь город РФ) и GetTaxi (Москва и Питер), начавшие свою деятельность в 2010-2012 гг. Компании сотрудничают с таксомоторными парками напрямую, что последним очень выгодно. Удобно это и пользователям – не нужно тратить время на разговоры с диспетчером, да и время ожидания ощутимо сокращается. Размеры комиссии предприниматели не раскрывают, но, по свидетельствам осведомленных источников, у «Яндекс-Такси» – 9%, а у GetTaxi – почти вдвое больше.

Известно, что за рубежом активно протестуют против Uber – не только во Франции, но и в Болгарии, Швейцарии, США, Германии, Нидерландах поднимались волнения и подавались судебные иски, требующие прекратить деятельность сервиса.

В нашей стране в 2014-1015 гг. также проходили массовые волнения таксистов против компаний «Яндекс.Такси» и GetTaxi. По их мнению, онлайн-сервисы демпингуют цены, умышленно их занижая, а комиссионные сборы, напротив, делают слишком высокими.

Наконец, в начале июля ситуация в Санкт-Петербурге накалилась до предела и вылилась в обращение к губернатору с требованием и вовсе запретить работу компаний. Последние недовольства таксистов не разделяют, ссылаясь на законность и прозрачность своей работа, да и ФАС РФ оснований для кардинальных действий не видит, называя возникшую ситуацию «несколько надуманной». Что ж – посмотрим, как будут развиваться события.